ФЭНДОМ

Эта статья является работой участника King Henry V к конкурсу. Не редактируйте её, пожалуйста.
Кавычки1
Как хорошо, что я не люблю спаржу, – сказала маленькая девочка своей подруге. – Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы ее есть, а я ее – терпеть не могу.
Кавычки2
Отрывок из письма Льюиса Кэрролла своей сестре, {{{3}}}

Льюис Кэрролл (в оригинале Lewis Carroll) — английский детский писатель и математик, живший в период с 1832 по 1898 год. Наиболее известными произведениями этого автора являются: «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» и «Охота на Снарка».

БиографияПравить

Родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Всего в семье было 11 детей. Учился маленький Льюис дома. Его образованием занимался отец.

В 12 лет поступил в небольшую грамматическую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось, но в 1845 году ему пришлось поступить в школу Рагби, где ему нравилось значительно меньше. В этой школе он проучился 4 года и показал отличные способности к математике.

В мае 1850 года был зачислен в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет. Они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны.

Во время обучения в колледже Кэрролл писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом «Льюис Кэрролл». Другие варианты для псевдонима — Эдгар Катвеллис (имя Edgar Cuthwellis получается при перестановке букв из Charles Lutwidge), Эдгард У. Ч. Вестхилл и Луис Кэрролл — были отброшены. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комические времена» и «Поезд». В 1856 году в колледже появился новый декан — Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и 5 детей, среди которых была и 4-летняя Алиса, позже послужившая прототипом для героини произведений писателя.

В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в Стране чудес». Через 3 года диакон англиканской церкви Доджсон вместе с богословом, преподобным Генри Лиддоном (не путать с диаконом Генри Лидделом), посетил Россию. Это был период богословских контактов англиканской и православной церквей, которыми особо интересовались Лиддон и влиятельный епископ Оксфордский, Сэмюэл Уилберфорс, чьими рекомендательными письмами заручились оба клирика.

Вместе с Лиддоном Кэрролл был принят в Москве и Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом (визит был приурочен к 50-летию его пребывания на московской кафедре) и архиепископом Леонидом (Краснопевковым). Маршрут поездки был следующий: Лондон — Дувр — Кале — Брюссель — Кёльн — Берлин — Данциг — Кёнигсберг — Петербург — Москва — Нижний Новгород — Москва — Троице-Сергиева лавра — Петербург — Варшава — Бреслау — Дрезден — Лейпциг — Эмс — Париж — Кале — Дувр — Лондон.

Это была единственная заграничная поездка Кэрролла. Её описал он сам в «Дневнике путешествия в Россию 1867 года» (не предназначался для печати, но издан посмертно), где приводятся туристические впечатления от посещённых городов, заметки о встречах с русскими и англичанами в России и записи отдельных русских фраз.

Несмотря на многочисленные публикации Кэрролла на математические темы, известность в науке он получил за достижения в области математической логики. Умер 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей. Похоронен там же, вместе с братом и сестрой на кладбище Восхождения.

БиблиографияПравить

Название Описание Год
«Полезная и назидательная поэзия» TBA 1845
«Алгебраический разбор Пятой книги Евклида» Разбор пятого тома известного цикла книг древнегреческого философа Евклида «Начало» с алгебраической точки зрения. 1858
«Приключение Алисы под землёй» Черновой вариант известной книги «Алиса в стране чудес». 1864
«Алиса в Стране чудес» Девочка Алиса, скучающая на берегу реки с сестрой, неожиданно попадает в безумную Страну Чудес, где встречается с её таинственными обитателями... 1864
«Сведения из теории детерминантов» TBA 1866
«Элементарное руководство по теории детерминантов» TBA 1867
«Алиса в Зазеркалье» Новые приключения девочки Алисы. 1871
«Охота на Снарка» Невообразимые поиски невероятного существа. 1871
«История с узелками» Сборник математических загадок и игр. 1885
«Логическая игра» ТВА 1887
«Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» ТВА 1890
«Сильвия и Бруно» Приключения двух фей: Сильвии и Бруно. 1893
«Математические курьёзы» ТВА 1893

Интересные фактыПравить

  • Прототипом для Алисы послужила дочь декана колледжа Алиса Лиддел.
  • Кэрролл изобрёл никтографию (дословный перевод с латинского — ночная запись) - способ записи, использующий никтограф — карточку с 16 квадратными отверстиями, позволяющую быстро чертить специальные символы, каждый из которых соответствует определённой букве английского языка, в темноте.