ФЭНДОМ

Мастер и Маргарита - многожанровый роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение содержит в себе несколько жанров и поджанров: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, фантасмагория. 

СюжетПравить

Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где читатель встречает одного из главных героев, олицетворяющего тёмные силы и самого Сатану в романе - Воланда, представляющегося иностранцем. Воланд вслушивается в диалог редактора художественного журнала - Михаила Александровича Берлиоза и поэта Ивана Николаевича Понырёва под прозвищем Бездомный. Бездомный писал статью о том, что на самом деле Иисуса Христа не было на свете. Воланд расспрашивает их о вере. Берлиоз оспаривал все точки зрения, которые могли бы доказать существование Христа. Во время разговора Воланд сообщает Берлиозу о том, что сегодня его убьёт женщина-комсомолка, а позже возобновляет разговор о вере. Воланд рассказывает историю Понтия Пилата.

Здесь начинается вторая линия сюжета. Понтий Пилат - прокуратор иудейский ведёт допрос Иешуа - прототип Иисуса Христа. Прокуратор обвиняет арестанта в том, что он пытался подговорить народ разрушить храм, но на самом деле обвинение было ложным. Во время разговора Иешуа рассказывает Пилату про истину, он говорит про то, что на душе у прокуратора, смотря в его душу. Арестованных было четверо, но по традиции, в честь Пасхи, одного могли помиловать. Прокуратор отпустил одного из виновных, а двое арестантов и Иешуа были обречены на смертную казнь.  

Снова пруды. Бездомный и Бердиоз слушали рассказ Воланда.  Редактор окончательно убедился, что рассказчик сумасшедший, поэтому решил вызвать врачей, но по дороги подскользнулся и упал на рельсы, где его переехал поезд.  Бездомный увидев это - помешался и начал преследовать Воланда. Преследования привели поэта в психбольницу. В больнице для душевнобольных Бездомный встречает главного героя - Мастера. Мастер сразу говорит, что человек, которого встретил Бездомный - Сатана. Мастер не называет своего настоящего имени. Он повествует о том, что раньше был писателем и сам написал про Понтия Пилата. В одном из разговоров Мастер рассказывает про Маргариту - женщину, которую он любил больше всего на свете и которая тогда была замужем. История любви закончилась печально - Мастер сошёл сума и больше никогда не видел Маргариту. 

Тем временем Воланд собирает своих помощников в составе Коровьева, Азазелло и кота Бегемота.  Они показывают представления в Москве. Их представления - массовый гипноз, которым они пользуются, проверяют плохие качества людей. Тем временем везде творится что-то странное. Все, кто пытаются распутать происходящие - сходят сума. 

Вторая сюжетная линия заканчивается казнью Иешуа. 

Во второй части автор повествует о том, что Маргарита Николаевна на самом деле любит Мастера и ищет его. В один из дней Маргарита встречает Азазелло, который сообщает ей, что её жаждет видеть Воланд. Он говорит, что она сможет увидеться с Мастером, если придёт. Азазелло оставляет Маргарите крем, который должен был помочь ей. Намазавшись кремом, Маргарита села на метлу и полетела, став ведьмой. За время полёта Маргарита успела отомстить человеку из-за которого мастер сжёг своё произведение, она сожгла его квартиру. Когда она прилетела к Воланду, то узнала, что состоится бал в честь неё. Она должна выйти замуж за Сатану и тогда, он исполнит её желание. 

Во время бала квартира 50 превратилась в огромное пространство, куда съехались грешники ада. Бал у Сатаны был пышным, Маргарита была королевой бала. После бала Маргарита пожелала две вещи - помочь одной из грешниц и увидеть Мастера. Мастер сбежал из псих-больницы и стал жить с Маргаритой.

Про квартиру 50 прознали. Туда направилась милиция, Бегемот устраивает пожар. Вместе с Коровьевм он находится в бегах, производя непонятную суматоха. В результате сгорает Грибоедов. Мастер и Маргарита тоже оказываются в опасности. К Воланду является Левий Матвей и сообщает. что Иешуа попросил даровать Мастеру покой. Он посылает к ним Азазелло, который даёт им вино, которое на самом деле является ядом. Мастер и Маргарита его выпивают и умирают, каждый у себя. Мастер в психиатрической больнице, а Маргарита у мужа в доме. 

Мастер, Маргарита, Воланд, Бегемот, Коровьев и Азазелло возвращаются в никуда на чёрных конях по небу. Помощники Воланда превращаются в демонов-седоков. Там, летя по небу, Мастер встречает своего героя - Понтия Пилата. 

Наступает утро, но следов Воланда и его команды больше нет в Москве. Службы начинают его везде искать, но безрезультатно.

Персонажи.Править

  • Мастер - историк и писатель, создатель романа о Понтии Пилате.  Первая попытка опубликовать роман вызвало негативную реакцию со стороны коллег. Из-за травли с их стороны он сошёл с ума и сжёг свой роман.

  • Маргарита - жена известного инженера. Случайная встреча с Мастером породила в её сердце любовь с первого взгляда. Когда Мастер сжёг своё роман, она спасла несколько страниц из него. Она заключила сделку с Воландом и стала королевой на балу у Сатаны ради спасения Мастера.
  • профессор Воланд - Сатана, скрывается под видом профессор чёрной магии. Имеет разность в цвете глаз (правый глаз - мертвый черный, а левый - зеленый). Высокого роста. Носит платиновые зубные коронки слева и золотые справа. Одет в дорогой серый костюм с заграничными, в цвет костюма, туфлями. При себе носит трость с набалдашником в виде головы пуделя. Владеет иностранным паспортом.
  • Фагот (Коровьев) - приближённый Сатаны, вынужденный прибывать в компании Воланда из-за неизвестного каламбура. Настоящие обличье - рыцарь. Ходит в клетчатой одежде и пенсне.
  • Азазелло - демон, служащий Воланду. В настоящем обличьи "демон безводной пустыни, демон-убийца". Он маленького роста с рыжими волосами, с клыком. Лицо у него было как у разбойника. В книги Еноха демон Азазелло упоминается как демон, научивший людей изготавливать оружие.
  • Бегемот -  демон-паж, превращённый в огромного чёрного кота, умеющего разговаривать и ходить на задних лапах. Умеет превращаться в огромного полного гражданина, похожего на кота. В настоящем обличьи оказался худым юношей.
  • Гелла - ведьма-вампир из свиты Воланда. Она всегда обнажена, на её шее шрам. 
  • Михаил Александрович Берлиоз - редактор газеты. Хорошо образованный человек, скептик и атеист. Один из жителей нехорошей квартиры на Садовой, 302-бис, номер 50. Погиб под трамваем.
  • Иван Николаевич Понырев (Бездомный) - поэт, участник литераторов в доме Грибоедова. Попал в клинику для душевнобольных, где познакомился с Мастером.
  • Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме. Он допрашивал арестанта, проникшись к нему уважением. После чего всю жизнь мучился и-за того, что не смог спасти Иешуа. Единственная его привязанность - его собака, которая была его другом.
  • Иешуа Га-Ноцри - странствующий философ, очень добрый человек, знающий греческий язык. Изначально прототип Иисуса, хотя его образ и образы библейские расходятся.
  • Левий Матвей - последователь Иешуа в романе. Сопровождал учителя до самой смерти, виня во всём себя. Похоронил своего учителя и других преступников после совершения казни.
  • Фрида - грешница, приглашённая на бал у Сатаны. Она задушила нежеланного ребёнка платком и закопала его. Каждое утро перед ней оказывался этот платок, как наказание. На балу познакомилась с Маргаритой, которая освободила её от мучений.
  • Никанор Иванович Босой - Председатель жильцов на садовой. Получил взятку от Воланда. Рубли превратились в доллары и один из жильцов пожаловался на управляющего. Босого арестовали.
  • Степан Богданович Лиходеев - директор театра Варьете и сосед покойного М. А. Берлиоза. Был неожиданно посещен профессором Воландом утром, на следующий день после смерти М. А. Берлиоза, и отправлен им в Ялту для того, чтобы тот занял его "заколдованную" квартиру.
  • Варенуха - администратор театра Варьете. За грубость по телефону был наказан Бегемотом и Азазелло, будучи превращённый в вампира. После наказания стал очень добр. 
  • Римский - финдиректор театра Варьете. На него было организовано нападение Геллы и Варенухи, после чего он поседел. В результате стал заведовать кукольным театром.
  • Бенгальский - конферансье театра. Во время представления ему оторвали голову за неудачные комментарии, после чего он посетил клинику. После выздоровления ушёл на покой. Служит сатирическим образом в романе.

Алфавитный навигатор